Культура и искусство

Культ Артемиды в античном Херсонесе

Культ Артемиды в античном Херсонесе.В дорийских центрах древней Греции Артемида была одной из самых почитаемых богинь, благодаря своей древнейшей связи с культом плодородия и функцией Сотейры. Но роль ее культа в античном Херсонесе не вполне ясна. Лапидарные и нумизматические памятники не упоминают о ней. Не вносят ясности и херсонесские терракоты и мозаики, среди которых лишь два артефакта авторы раскопок связывали с Артемидой. Впоследствии одна из терракот была справедливо интерпретирована как изображение главной херсонесской богини Девы, а вторая, как показала работа над каталогом культовой глиняной скульптуры, оказалась фрагментом крупной терракоты Диониса. Таким образом, вопрос об изображении Артемиды в херсонесской коропластике остался открытым. При таком состоянии Источниковой базы был сделан вывод об отсутствии культа греческой Артемиды в дорийском полисе. Но найденные граффити на чернолаковой керамике и глиняных грузилах опровергали это мнение. Кроме того, при раскопках в одном из жилых кварталов северо-восточного участка найден фрагмент терракоты Артемиды.

В процессе работы над коллекцией херсонссских терракот учёным удалось выявить еще три, ранее не привлекших внимания исследователей фрагментированных изображения Артемиды. Они существенно расширяют наши представления о роли культа Артемиды в Херсонесе, позволяют определить и уточнить некоторые его аспекты.

Найденные археологами терракоты дают возможность полнее представить иконографию Артемиды — обстоятельство весьма важное уже само по себе, тем более что образ этой богини лежит в основе образа херсонесской Девы, являвшейся местной ипостасью общегреческой Артемиды.

Из терракот самая ранняя по времени создания представляет собой фрагментированную статуэтку богини. Голова, части рук и ног отбиты. Оборотная сторона округлая, хорошо заглаженная; стенки лицевой стороны толстые. Обжиг неровный — с внешней стороны глина коричневато-красная, внутри — черная. В глине много блестящих включений, на поверхности видны следы белого ангоба. Внутри статуэтка полая. Богиня изображена стоящей. Левая нога, судя по сохранившейся верхней части, слегка выдвинута вперед. Одета в тонкий хитон с треугольным вырезом, поверх которого гиматий и короткое одеяние с двойным (?) срезом внизу.

Полной аналогии данной статуэтке учёным найти не удалось, но среди коринфских терракот классического времени им попалось изображение Артемиды-Бендиды, близкое херсонесской статуэтке (поза и одеяние). Это позволило с большой долей вероятности отнести херсонесскую терракоту к изображениям Артемиды. Не противоречит такому определению и то обстоятельство, что прямо стоящая богиня еще со времен поздней архаики часто ассоциировалась с этой богиней. Данные палеомагнитного метода позволяют датировать херсонесскую терракоту концом V—IV вв. до н. э.

В 1975 г. в северо-восточном районе Херсонеса при раскопках домашнего святилища Ⅲ-Ⅱ вв. до н. э., посвященного богине Латоне (Лето), Аполлону и Артемиде, найден фрагмент довольно крупной статуэтки, по всей видимости, малоазийского производства. Сохранились складки гиматия, придерживавшиеся ладонью левой руки. Фрагмент покрыт густым белым ангобом, на котором хорошо видна розовая краска. С оборотной стороны по сырой глине острием прочерчено граффито «А».

В том же северо-восточном районе в 1909 г. (раскопки Р. X. Лепера) найдена терракотовая женская головка в «диадеме с пятью прямоугольными выступами (один отбит)». Терракота выполнена из местной глины, а вот оттиснута в форме, возможно привозной. На взгляд археологов, головка принадлежала статуэтке, изображавшей Артемиду.

Краткое описание терракоты оставило в стороне некоторые интересные детали, касающиеся прически и головного убора богини. Оборотная сторона головки обработана суммарно, но видно, что основная масса волос уложена узлом на затылке. Вместе с тем на макушку добавлен небольшой кусочек глины. Скорее всего, херсонесский мастер хотел воспроизвести прическу Артемиды Скопаса, являвшуюся своего рода каноном (волосы забраны наверх и связаны на макушке). Но на смену канону Скопаса пришла Артемида Пергамского алтаря с прической, ставшей характерной для ее изображений в Ⅲ-Ⅱ вв. до н. э.

Херсонесский мастер, судя по всему, был знаком с обоими каноническими изображениями Артемиды, что позволило ему «творчески» подойти к созданию терракоты, соединив в своем произведении два разных по времени эталона. Головку богини украшает редкой формы головной убор, представляющий собой соединение «золотой» стефаны с короной muralis (последняя выполнена от руки и водружена на голову богини после формовки). Нам не известны изображения Артемиды с таким головным убором. Но едва ли корона такого типажа здесь случайное добавление. Как известно, в эллинистическую эпоху этот атрибут — достояние богини, имевшей функцию защитницы.

С конца II века до н. э. корона такого типа становится атрибутом херсонесской Девы, защитницы и покровительницы гражданской общины полиса. Придание короны muralis Артемиде могло произойти лишь в случае выполнения ею функции Сотейры. Эта эпиклеса чаще всего связывалась с Артемидой. Именно защитницей определенного дома, в святилище которого терракота могла находиться, выступает Артемида в данном случае. Датировали терракоту приблизительно III в. до н. э. Об этом времени можно было бы говорить вполне определенно, имея в виду большое сходство херсонесской терракоты с головой Артемиды «Версальской». Именно этот образ, созданный во второй половине IV в. до н. э., становится определяющим для последующих изображений богини. Но херсонесская терракота Артемиды едва ли была создана ранее второй половины II в. до н. э. Более того, ее, вероятно, следует отнести к концу этого столетия (по аналогии с херсонесскими монетами с изображением Девы в башенной короне).

Еще один фрагмент небольшой глиняной статуэтки Артемиды был найден в 1911 г. в северо-восточном районе, в яме, в так называемом «квартале терм». Сохранилось левое плечо с частью руки и складками безрукавного хитона.

Фрагмент, скорее всего, принадлежал статуэтке Артемиды-Сотейры, чей образ был популярным в эллинистическую эпоху и иконография которого хорошо известна по одному из фризов Пергамского алтаря. Но если в иконографии данного образа возможны «разночтения», то в вопросе датировки фрагмента они не возникают, поскольку вместе с ним были найдены часть чернолаковой тарелки Ⅲ века до н. э. со штампованным орнаментом и верхняя часть терракоты Танатоса.

Итак, в херсонесской коллекции терракот имеются четыре изображения Артемиды, ранее не атрибутированные и не публиковавшиеся. Хотя в свое время высказывалась мысль о том, что образ этой богини нашел отражение в коропластике Херсонеса эллинистического времени, но это суждение первоначально казалось несколько категоричным из-за недостатка материала. Собранные для исследования и датированные терракоты Артемиды подтверждают правильность высказанного положения и расширяют круг памятников, связанных с определением роли ее культа в жизни херсонесского полиса.

Культ Артемиды известен в Херсонесе со времени основания полиса. О его популярности в этот период свидетельствуют многочисленные граффити на чернолаковой керамике и на сохранившихся греческих мозаиках. Ее чтили отдельно как божество самостоятельное и в паре с Аполлоном. С конца IV века до н. э. Артемида известна и в составе «божественной триады». Особую популярность ее культ приобрел в эллинистическое время. Длительные и тяжелые скифо-херсонесские войны обусловили повышенное внимание как к культу Аполлона-Простата, так и к защитным функциям его сестры. Связь эпиклесы «Сотейра» с Артемидой известна, однако эпиграфические материалы Херсонеса не давали тому убедительных доказательств. Но в 1989 г. на одной из сельских усадеб округи Херсонеса найдено целое чернолаковое блюдо конца IV — первой четверти III в. до н. э. с посвящением Артемиде-Сотейре.

Таким образом, данные эпиграфики и коропластики свидетельствуют о наличии в эллинистическом Херсонесе культа Артемиды Сотейры. О значимости культа Артемиды говорит и то, что ее изображение в паре с Аполлоном имеется на одной из стенок терракотового алтарика, тип которого впервые появляется в Херсонесе также в эллинистическую эпоху, став особенно популярным во II в. до н. э. Но иконография образа Артемиды на этом памятнике иная, ее следует связывать с классической эпохой.

О значимости ее культа говорит и то, что в календаре эллинистического Херсонеса Артемиде был посвящен отдельный месяц. Несмотря на достаточную популярность, культ Артемиды не носил здесь характера государственного, поскольку лапидарные и нумизматические памятники не содержат сведений, связанных с данным культом. В Херсонесе с самого начала он выступал как частный, не утратив своей значимости на протяжении всего античного периода: известна мраморная статуя Артемиды позднее-эллинистического или римского времени из раскопок Херсонеса в 1874 году.

Изображение Артемиды-охотницы имеется на фрагменте фракийского посвятительного рельефа римского времени. Таким образом, судя по терракотам, иконография Артемиды не претерпела в Херсонесе каких-либо изменений — здесь ее знали такой, какой она виделась в творениях великих скульпторов эпохи эллинизма. Из многочисленных функций греческой Артемиды по материалам Херсонеса можно выделить две: древнейшую, связанную с культом плодородия, и функцию Сотейры (то есть спасительницы и защитницы). Данные херсонесской коропластики свидетельствуют, что культ Артемиды появился в период основания города, став особенно популярным в эллинистическую эпоху. Его можно считать своего рода «долгожителем»: оставаясь в разряде частных, он известен в Херсонесе и в первые века нашей эры.

admin50085

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы добавить комментарий

Яндекс.Метрика